Как написать дипломную работу. Инструкция

В конце своей учёбы, студенты выполняют самостоятельную письменную работу. Она называется дипломной и служит показателем готовности к самостоятельной работе по приобретаемой специальности.

ВКР, называемую дипломной, пишут студенты естественнонаучных, гуманитарных, экономических и творческих специальностей. Они должны выбрать тему, проанализировать подходящую литературу, исследовать, высказать своё суждение по рассматриваемому вопросу, сделать выводы. Изложив теоретическую часть, надо сделать практическую, опираясь на результаты своих наблюдений, опыт, приобретённый в период преддипломной практики.

А, студенты технических заведений пишут творческие  работы, называемые проектами. Его выполнение предусматривает создание или расчёт какого-либо устройства или технологии. Расчётно-техническая часть включает в себя чертежи, схемы, рекомендации. Прилагаются макеты и, даже стенды, сделанные своим руками. В форме выполнения и состоит различие между работой и проектом.

Уяснив вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: написание обширного обобщающего труда, носящего исследовательский характер – будет дипломной работой, а разработка какой-нибудь технологии или продукта в рамках квалификационного задания – дипломным проектом.

В медицинских ВУЗах, по некоторым специальностям сдаётся государственный экзамен и проходит первичная аккредитация специалистов. Экзамен из трёх этапов: тестового, практического и собеседования.

ВКР пишутся проходящими учёбу по программам для магистров, бакалавров и специалистов и выпускниками  колледжей и техникумов.

Отличий между написанием работ в колледжах и высших заведениях не имеется, но выполняются они с учётом знаний, предусмотренных для специального среднего образования. Требования к дипломам (проектам) что в ВУЗах, что в средних специальных заведениях очень высоки. Они должны быть систематизированы, последовательно и доказательно изложены. Для их выполнения используется достоверная научная информация.

Виды дипломных работ и проектов

Дипломные работы есть нескольких типов:

  1. Специальное предметное исследование. Это соответствующие выбранной тематике математические расчёты, решения и построение различных задач.
  2. Экспериментальное исследование. Данный тип работы, включает в себя разработку гипотезы и последующее её объяснение. Основой выполнения работы, является материалы полученные в ходе проведенного эксперимента.
  3. Методическое исследование. В зависимости от специальности и выбранной темы, раскрывается суть предлагаемого метода, для использования его в какой-нибудь области деятельности. Основное внимание следует обратить на объективную оценку этого метода, выделить его новые особенности и исходя из проблемы работы, предложить свой метод. Этот вид ВКР могут выбирать выпускники разных факультетов.
  4. Описательное исследование. Основными моментами его являются: верное описание ещё не изученных научных фактов или исторических событий; выявление имеющихся сведений; изучение, соответствующие выводы.
  5. Историко-биографические исследования. Такие работы могут быть отдельно выделены из круга описательных исследований. Обычно по содержанию они представляются как научные биографии, исследования о творчестве, исследованием личности в какой-то определенный период времени.
  6. Исследования смешанного типа. Для всестороннего раскрытия проблем темы предоставляется возможность комбинировать варианты. В связи с такой процедурой выполнения, этот вид работы является довольно популярным в студенческой среде.

Задачи куратора в помощи студенту при написании диплома

Написание диплома для многих задача очень сложная. Возникает множество затруднительных моментов, неприятных ситуаций, разочарований. Студенты мечутся в поисках выхода из создавшегося положения, нуждаются в надёжной помощи.

Нужную помощь окажет куратор – человек, которого знает студент, и который знает студента, его способности и возможности. Ведь он на протяжении нескольких лет был преподавателем, проверял знания. За это время был установлен психологический контакт. Человек знакомый, с ним проще общаться, чем с посторонним, незнакомым.

Куратор является научным руководителем диплома. Назначается он руководством ВУЗа из числа преподавателей.

Ещё до начала написания работы, студенту следует активизировать сотрудничество с куратором. Он поможет решить много вопросов, касающихся выполнения выпускной квалификационной работы.

Такими вопросами являются:

  • выбор темы дипломной. Тут возможны два варианта. Студент может подобрать сам себе подходящую тему и согласовать её с руководителем. А может статься так, что куратор сам укажет её;
  • с куратором надо согласовать и план выполнения ВКР. При чём, это делать надо обязательно, дабы потом, по указанию руководителя, не пришлось всё переделывать;
  • согласовывается график консультаций во избежание недоразумений по времени их посещения;
  • выпускник может сам подобрать необходимую для работы литературу. Но, в этом случае он должен согласовать с научным руководителем её перечень. Возможно, что последний сам, предложит какими источниками воспользоваться. Это, конечно, в какой-то мере облегчит начало труда над проектом;
  • важным моментом будет подготовка к защите проекта. Куратор подробно проконсультирует о вопросах, которые могут быть заданы комиссией, а также обо всём, что может происходить при защите.

Кроме перечисленных вопросов могут появляться и другие. По всем можно получить ответы и поддержку от куратора. Так что, с ним надо поддерживать нормальные, доброжелательные отношения.

Плодотворный труд станет залогом успешной защиты и правовым основанием для ГЭК присвоить выпускнику учебного заведения соответствующей квалификации.

Структура дипломной работы

Проекты оформляются по единому образцу.

В структуру входят:

  • титульный лист.
  • задание на выполнение дипломной.
  • содержание, в котором указывается следующее: введение; параграфы и их наименование; подпараграфы; заключение; перечень литературы; приложения.

Титульный лист и оглавление оформляются не просто так, а с соблюдением требований ГОСТа.

  • Введение. Не более трёх страниц, но очень содержательных. Это – зеркало работы. Первым, что проверяют члены комиссии, является введение. Оно наиболее регламентируемое из всех частей проекта. Иногда написать его бывает очень трудно.
  • Основная часть, состоящая не менее чем из трёх глав. Но может быть и 2 — 5. Делать одну или свыше 5 не разрешается. Подразделы, также, могут быть в количестве от двух до пяти, но желательно делать не больше двух – трёх. При большом количестве глав и подразделов, они получаются маленькими. Если же они будут в количестве 1, то получится, что они не имеют внутреннего строения.  Есть кафедры, которые сами регламентируют количество глав и подразделов.
    Глава 1 – теория, содержащая систематизированное изложение теории по вопросу исследования, соответствующего теме. Чтобы выполнить эту часть работы, придётся потрудиться не менее чем с пол сотней литературных источников.
    Вторая глава – практическая, содержащая анализ конкретных данных, полученных студентом при проведении опытно-экспериментальным путём.
    Следующая – содержит в себе предложения выпускника по оптимизации, с  конкретными рекомендациями по усовершенствованию предмета исследования.

Основная часть.  Её структура является отражением типа исследования.

  • заключение. Наиболее важная часть. В нём делаются выводы по итогам исследования.
  • список литературы. В нём идёт перечисление всех использованных источников.
  • приложения.

Литература и ссылки оформляются согласно ГОСТу.

Требования к оформлению и содержанию дипломной работы

К общим требованиям, относятся следующие:

  • бумага — листы формата А4;
  • печать при полуторном интервале;
  • шрифт чёрного цвета. Чаще всего используется кегль 12 — 14, а шрифт Times New Roman;
  • левое поле (подшив) — 3 см, правое – 1, верхнее и нижнее – по 2;
  • нумерация. Ей подлежат все листы, в т. ч. и титульный, но порядковый номер ставится, начиная с введения. Кегль 11;
  • имена собственные писать языком оригинала. Если пишутся на русском, то рядом надо писать на зарубежном.

На титульном:

  • три верхние строчки — учебное заведение, факультет, кафедра;
  • в центре листа пишется название  работы;
  • ниже темы, на трёх строчках  справа указываются данные студента, а ниже – на двух – научного руководителя;
  • внизу, по центру, на двух последних строчках, город и год.

При проверке выпускной работы, первое, что бросается в глаза – это заголовки. Малейшая неточность создаёт не совсем приятное впечатление. Сразу же возникают мысли о небрежном отношении к выполнению работы, а может быть и безграмотности или незнании предмета. Так что, к оформлению заглавий надо отнестись со всей ответственностью, как и к написанию всего проекта; исключить присутствие в нём всяких мелочей и недоработок, а тем более в деталях, которые играют на маловажную роль при оценке ВКР. Если работа будет логичной, лаконичной и красивой, ну и, конечно, высокоинтеллектуальной, то это явится свидетельством того, что человек не напрасно несколько лет носил звание студента, а приличный коллектив преподавателей привёл его к такому волнующему и многозначительному моменту – к защите дипломной работы. Сколько будет радости при успешной её защите? А если она будет оценена на «отлично»? Ну, хотя бы на «хорошо».

В общем-то, сделать «правильные» заголовки не так-то и трудно. Достаточно ознакомиться с требованиями ГОСТов по данному вопросу и с методическими рекомендациями своего учебного заведения. Можно проконсультироваться у куратора. Скорее всего, он посоветует руководствоваться только методичкой. А ещё он подскажет, как лучше всё оформить с учётом особенности требований, именно на своей кафедре.

Разрабатывая план основной части, надо стараться правильно формулировать разделы, подразделы, пункты и подпункты.

При определении названия нужно втиснуть его в одно короткое, но очень содержательное. Ну, если не получается написать его одним предложением, то тогда можно написать и двумя с соблюдением принятых правил.

Нельзя допускать, чтобы раздел и подраздел носили одно название. В противном случае, это будет большой оплошностью, свидетельствующей о серьёзной недоработке в работе в целом. Не надо использовать в заголовках разделов и пунктов названия учебных пособий, на которые делаются ссылки в библиографии.

Важно помнить, что в разделе должно быть больше чем один подраздел или пункт. Иначе он потеряет свою ценность, как не вызывающий надобности.

При печатании текста надо использовать одинаковый шрифт и его кегль, без подчёркиваний, без изменения стиля шрифта.

Основные наименования, так называемые «каркасные», размещаются по центру строки. В конце их, как и всех остальных заголовка, точки не проставляются. Писать их надо прописными буквами. Нумеровать структурные элементы не надо.

Самым ёмким в проекте является раздел. Информация, которую он несёт, бывает очень разнообразной. Это вызывает необходимость делить его на подразделы и внутренние пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Номер пункта начинается номером раздела, после которого ставится точка, а дальше идёт порядковый номер пункта. Подпункты нумеруются по такому же принципу. Первым ставится цифра номера раздела, затем через точку – пункта, а через точку – самого подпункта.

Заголовки разделов и подразделов отделяются от текста 10-ю мм – двойным интервалом, а от выше написанного – 15-ю мм – тройным.

При неправильной настройке разметки страниц может требоваться перенос в словах. В таком случае надо её отрегулировать, потому что в заголовках нельзя такого делать.

Не допускается размещение заголовков в самом низу страницы. Если возникла такая ситуация, лучше всего допечатать к предшествующему тексту предложения по существу. А заголовок написать на новой странице.

Изображения, иллюстрации, диаграммы, графики располагаются под текстом, впервые дающем о них информацию.

Порядок составления списка использованной литературы при подготовке к написанию дипломной работы:

  1. Перечисляются акты нормативно-правового характера;
  2. Научно-учебная литература.

Весь процесс правильного оформления можно узнать из методических рекомендаций к написанию диплома.

Заключительный труд студента должен быть объёмом около 80-ти страниц. Уникальность работы, обычно проверяется на сайтах: Антиплагиат.Ру, Антиплагиат ВУЗ (аналог первой системы, платный), ЕТХТ Антиплагиат. Чаще всего процент уникальности требуется в пределах 80 – 85. Но, учебные заведения могут устанавливать свои ориентиры.

Как написать самостоятельно дипломную работу

Не секрет, что написать самостоятельно выпускную квалификационную работу нелегко и не каждому это удаётся. Нередко бывает так, что оптимистически настроенный человек много дней старается её делать, а в результате выходит, что потеряно много драгоценного времени и усилий и, всё напрасно. Ничего не получается.

Чтобы облегчить свой тяжкий труд, можно воспользоваться пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Подбор литературы. Её изучение.

На первый взгляд кажется, что ничего сложного в поиске нужной литературы нет. А на самом деле выходит, что это совсем не просто. И на этом деле можно потерять целую неделю драгоценного времени.

Но, если знать способы быстрого поиска, то будет всё нормально.

Для этого надо воспользоваться электронными каталогами библиотек. Найдя в каталоге пару диссертаций по теме дипломной работы, из них можно взять процентов 90 материала для своей работы, которая таким образом может быть выполнена в кратчайший срок.

Так же само можно найти учебники, периодические издания, монографии и т. п. для составления списка источников литературы.

Ещё можно воспользоваться и специализированными сайтами. Но каталог является более удобным для поиска.

Использование этого метода обеспечит экономию времени на поиски литературы, на переработку огромнейшей массы информации, на оформление сносок (так как они имеются в диссертациях). Ну, ко всему этому, будет ещё и огромная польза для получения знаний потому, что материалы из диссертаций есть довольно таки грамотными.

Шаг 2. Составление плана и его согласование.

Составить план, конечно нужно до начала написания проекта. По готовому плану легче и работать. Составление его поможет уяснить, какие конкретно знания и информация требуются для работы.

Его можно написать самому или заказать специалистам через интернет. Только не надо забывать о своём научном руководителе. Он должен проверить и одобрить план. Если будет что-то не так, он даст соответствующие рекомендации, которые надо будет выполнить.

Для написания плана, надо понимать какие стоят задачи. А они заключаются в следующем:

  • полное и всесторонне раскрытие темы проекта;
  • представить его необходимость;
  • найти лучшую методологическую базу;
  • изложить последовательный и логичный ход мыслей;
  • найти объективный выход.

К созданию плана надо отнестись со всей серьёзностью. Он должен быть последовательным, соответствовать содержанию, без орфографических и пунктуационных ошибок. Правильный план не вызовет вопросов у членов комиссии.

Шаг 3. Написание введения.

Из скольких частей. Из скольких оно состоит, узнаётся из методички своего заведения. Объём его бывает от трёх до пяти страниц. Меньше или больше – не желательно.

Цель работы.

Задачи ВКР – пути их выполнения. Перечень состоит примерно из 8 пунктов. В работе нужно будет их расписать.

Структура работы – описать, из каких разделов состоит дипломная работа.

Вот такой сценарий написания введения. Знатоки утверждают, что значительно легче его и заключения писать после того, как уже готова ВКР.

Шаг 4. Написание основной части.

Надо написать 3 -4 главы, в которых со всех сторон раскрыть тему работы. Если главы имеют параграфы, то желательно чтобы все главы состояли из одинакового количества параграфов. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и лаконичным. Сейчас ВУЗы проверяют тексты на антиплагиат. Так что скачивать из интернета или покупать готовые дипломы, не совсем безопасно.

В этой части работы делаются сноски на источники, из которых бралась информация. Оформлять их надо в соответствии с требованиями Госстандарта. Но так как многие институты, по этому вопросу предъявляют свои требования, то лучше всё делать, как указано в методических указаниях заведения.

Более подробно о требованиях к оформлению текста сказано в третьем разделе настоящей статьи.

Шаг 5. Выполнение практической части.

Между нею и теоретической частью прослеживается близкая связь. Обе они являются важными составляющими диплома.

В зависимости от тематики дипломного проекта, практическая часть выполняется по разному для гуманитариев и технарей. Обучающиеся по гуманитарному направлению в практической части обычно выполняют расчеты связанные с непосредственной деятельностью предприятия. Студенты с техническим уклоном в обучении в практической части, выполняют какое либо исследования, и доказывают его эффективность для предприятия.

Шаг 6. Подведение итогов. Заключение

Краткий обзор, полученных в процессе исследования, результатов. Объёмом может быть до 4-х страниц. Требуется серьёзная мыслительная работа,  стройная и логичная формулировка итогов.

Структура его состоит из вводной, основной и заключительной частей. В первой – описать рассмотренную проблему; во второй – выводы, результаты и итоги исследования; в третьей – подтвердить ценность работы.

Шаг 7. Составление списка литературы.

Состоит он из литературы, использованной для получения информации при проведении исследования.

Оформление его предусмотрено стандартом от 2003 года. Но надо учесть, что в большинстве учебных заведений существуют свои требования. Поэтому, лучше воспользоваться методическими указаниями и рекомендациями научного руководителя.

Шаг 8. Приложения

Таблицы, рисунки, графики и т. д. Нумерация приложений осуществляется русскими буквами, за исключением некоторых букв – й, ё, ъ, ь.

Отдельно взятое приложение должно соответствовать определённой ссылке в тексте. В свою очередь, ссылка должна соответствовать номеру приложения, на которое она указывает.

Поместить приложения можно в конце работы. При большом его объёме, можно вложить в диплом или предоставить отдельно.

Шаг 9. Проверка дипломного проекта преподавателем.

После написания работы, она сдаётся на проверку научному руководителю. Он её проверит и сделает письменный отзыв, в котором даст характеристику и предложит, какую оценку можно поставить.

При проверке, куратор первоначально обращает своё внимание на культуру оформления, соответствие теме, наличие сносок и их актуальность и другие обстоятельства, влияющие на качество ВКР.

Некоторые студенты договариваются с руководителем о том, что будут сдавать на проверку работу частями. С одной стороны, такой метод позволяет сделать работу более качественной, так как своевременно будут выполняться замечания к ней.

Шаг 10. Вступительное слово.

Рассчитывается, предположительно минут на 10.  Подготовка его заключается в составлении краткого конспекта, в котором обозначаются основные тезисы и проблемы, связанные с исследуемой темой работы.

Сначала, выступающий объявляет тему работы, обосновывает её актуальность, указывает, насколько уже разработана в литературе данная проблема и формулирует цели.

Во второй части – сделать выводы из первой.

Третья часть, касается практического раздела работы и содержит высказывания по целям и задачам, описанию методов и стадий анализа.

Рекомендации об улучшении процесса, повысить коэффициент полезного действия, высказываются в следующей части выступления.

И, в заключение слова, обычно произносится последний абзац работы.

Шаг 11. Получение допуска.

Чтобы предоставить работу к защите на заседании ГЭК, необходимо получить допуск к защите. А, чтобы получить допуск, надо выполнить немало действий:

  • научный руководитель подписать титульный лист;
  • студент получить отзыв-допуск;
  • нормоконтроль проверить работу и подписать титульный лист;
  • пройти предварительную защиту проекта на кафедре;
  • получить допуск и направление на внешнюю рецензию у заведующего кафедрой;
  • получить внешнюю рецензию.

Данная статья, с учётом рекомендаций методички конкретного учебного заведения, поможет студентам самостоятельно выполнить дипломную работу.

Выполненные работы специалистами сайта study365.ru не являются готовым научным трудом. Заказы принимаются с целью оказания помощи по сбору, обработке и структурированию информации по заданной теме клиентом.


© 2019, Study365.ru. Все права защищены.